Сегодня мы погорим о Тибете и его истории. И нам будет о чем поговорить;) Начнем со стереотипов. Что есть Тибет? Родина буддизма и
"буддистского папы" Далай-Ламы, монахи-пацифисты в маленькой горной
стране, которых обижал и обижает огромный Китай.
Но это все не совсем так;) Родина товарища Просветлённого и
буддизма - Северная Индия (где он появился за тысячу лет до прихода в Тибет),
сам Тибет занимает огромную площадь, ну и пацифизмом тибетцы страдали далеко не
всегда - они создали мощную империю в свое время.
Происхождение тибетцев - сино-бирманское, т.е. они очень
близки китайцам-ханьцам. Ориентировочно 4-8 тыс. лет назад предки тибетцев
заселяют огромную территорию Тибетского нагорья. Территория реально большая -
2,5 млн. км²
Как и все горные народы, тибетцы долгое время живут
небольшими родами по своим изолированным горным долинам, жарят шашлык, иногда
грабят соседей и не строят эпичных планов на будущее. Изолированность нагорья
от внешнего мира очень способствует такой милой патриархальной отсталости от
соседних стран.
Однако в первых веках нашей эры, как и положено по
формационной теории товарища Маркса, формируются племенные союзы. Которые, в
течении нескольких столетий, преобразуются в княжества. И в 6-7 веках на
Тибетские просторы выходит Ярлунгская династия.
Эта династия возникает в одноименной долине южного притока
реки Цангпо (тибетское название великой Брахмапутры). Именно представители этой
династии создают Тибетскую империю и за несколько столетий меняют политическую
и религиозную обстановку в регионе.
Самым известным представителем династии становиться
легендарный Сонгцен Гампо - тибетский Владимир Креститель. Именно он сделал
Тибет буддистским. А ещё немного навалял Поднебесной империи и другим соседям.
И теперь переходим к самому интересному моменту - к родной,
автохтонной, тибетской религии. Называется она "Бон". Возникла и
развивалась она также, как и возник и развивался сам тибетский народ.
Изначально - типичное примитивное анимистично-шаманинское верование,
с развитием тибетского общества превращается в полноценную религию. Бонские
иерархи принимают непосредственное участие в создании Тибетского государства.
Не буду вдаваться в подробности и рассказывать о различных
школах и течениях Бона, замечу только, что все они очень схожи с буддизмом.
Схожесть вызвана тем, что на протяжении столетий обе тибетские религии очень
сильно влияли друг на друга.
А сейчас Бон превратился в одно из буддийских течений, что
официально признал и Далай-Лама, и наставник Бон. Именно Далай-Лама финансово
поддерживает немногочисленны бонские монастыри. Фактически именно он спас Бон
от полного исчезновения после китайской оккупации Тибета.
Ну и не могу не упомянуть о том, что название классического
Бона - Юдрунг Бон, можно перевести как "Бон Свастики";)
Если у вас до сих пор не возник вопрос - "А нахрена,
имея такую замечательную, собственную религию, как Бон, царь Гампо стал
насаждать буддизм?", то самое время этому вопросу возникнуть.
Действительно - ЗАЧЕМ? Как же так получилось, что Тибет превратился в оплот
буддизма в регионе, а затем и главным буддистским символом во всем мире?
Причины вполне прозаические, и очень схожи с причинами
крещения Руси. Власть. Точнее ее укрепление. К этому времени Тибет переживал
период централизации различных племенных княжеств, главным из которых было
Ярлунгское, но и другие княжества активно боролись за влияние и власть в
формирующемся царстве.
Огромное влияние, помимо царя, имели две группировки -
главный министр и Верховный жрец. За министром стоял его род/княжество. И
характерно - в хрониках не всегда упоминается имя царицы, но имя первого
министра – обязательно. То есть пишут примерно так:
"При главном министре Аваков-цгампа, сменились следующие
цари: Порошенкогампа, Зеленскийгампа и т.д"
Это все приводило постоянной борьбе между крупнейшими
тибетскими родами за должность министра, а сам министр частенько менял царей по
своему усмотрению. Кстати этой участи не избежал и великий Сонгцэн Гампо.
Но, помимо клана первого министра огромное влияние имел
другой клан - клан верховного жреца Бон. Естественно, что для нормальной
царской власти она должна опираться на религию. Для этого цари Яргунской
династии попробовали опереться на Бон. Но тут на рисовалась небольшая проблемка.
В отличии от буддизма, опора которого, источники разных
течений и т.д - монастыри, Бон развивался внутри племени/рода/княжества. Со
своими особенностями, теологическими отличиями и обособленностью от
представителей других родов.
Поэтому власть верховного жреца Бона всего Тибета усиливала
власть его клана, а не власть царя. А если оба ключевых поста в государстве
занимали представители одного клана - царь превращался в марионетку.
В общем, такая система совсем не способствовала централизации
и укреплению царской власти. Поэтому принятие в государстве другой религии, не
связанной с тибетскими кланами/родами, было отличной идеей.
Ну и ещё одна причина - внешнеполитическая. Молодая, но
амбициозная империя была окружена древними государствами с преимущественно
буддистским влиянием. Тибет стал достаточно могущественным для дипломатических
отношений с древними соседями. Для осуществления
этого существовал старый проверенный способ - династические браки. Однако для
этого надо было принять и религию соседей. Но, если в случае с индийским
соседом желания принять буддизм стало достаточно для брака с непальской
принцессой, то Китай пришлось уговаривать;)
Империя Тан, Поднебесная, презрительно отвергло предложение
западных варваров из Тибета выдать дочь императора замуж за тибетского царя.
Однако Тибет был настойчив. Сонгцэн Гампо начал с Поднебесной войну.
Вечная империя попыталась наказать дерзких горцев, но в итоге
потерпела очень чувствительное поражение - потеряла земли около Кукунора, через
которые проходил Великий шелковый путь. Танская принцесса отправилась в Тибет,
а китайские хронисты попытались скрыть унижение.
В китайский источниках указывается, что в жены тибетскому
царю была отдана не дочь танского императора, а дочь то ли крупного чиновника,
то ли губернатора приграничной провинции. Но мы то знаем, что китайцы пиздят-;)
Однако, даже такой великий царь как Цонгцэн, сделавший Тибет
реальной империей, стал жертвой интриг своего верного главного министра. Именно
министр Гар лично привез ему обеих жен, т.е. вел переговоры и с Китаем, и с
Индией. И, видимо, он таки решил "подвинуть" царя.
По официальной буддистской версии святейший царь решил
маленько отойти от мирских дел и заняться изучением буддийских текстов и прочим
медитированием. И совершенно добровольно удаляется в монастырь. Новым царем
становится его малолетний сын.
Естественно, что главным министром остаётся Аваков того
времени - верный сподвижник Гампы - Гар. Но через восемь лет царь смилостивился
и вернулся к бренной царской жизни. При этом сын его за это время немножко
умер, а другого царя как-то уже и не назначали...
И по какому-то случайному совпадению, после возвращения царя
на трон, имя его министра больше нигде не упоминается;) Царская жизнь она
такая, конечно...
После решения этих маленьких проблем с министром, Сонгцэн
провел ряд удачных войн: завоевал Непал, Северную Бирму, ряд индийских северных
княжеств, добился от Китая признания тибетскими земли вокруг озера Кукунор.
Внутри страны ему удалось успешно создать административную
систему, принять законы, на основе которых Тибет успешно существовал на
протяжении последующих пары столетий. За это время Тибет превратился в
полноценную империю. Империя вела постоянные и, временами очень успешные войны,
как с Китаем, так и исламскими завоевателями. Покоряла более мелкие народы и
государства.
Внутри страны долгое время шла жестокая борьба между Бон и
буддизмом. Причем со всеми характерными признаками - рубанием бошок буддистским
монахам, вырезанием сердца буддистским монахом у императора-бонца и т.д.
Но за несколько десятилетий, буддизм таки занял
главенствующую роль. Однако и бон, взявший много от буддизма, не плохо себя
чувствовал. А со временем различий между ними становилось все меньше. Ситуация
стала схожа на сосуществование синтоизма и буддизма в Японии, например.
Несколько представителей бонских кланов даже становятся Далай-Ламами.
После угасания Ярлунгской династии, разваливается и тибетская
империя, однако через несколько столетий тибетцам удается возродить
государство, причем с помощью своих завоевателей - хитрый тибетские буддисты
создают очень оригинальную систему симбиоза с наследниками Чингизидов.
Систему, успешно работавшую и в отношениях с династией Юань,
и с ойратами.
Но про это стоит написать отдельный тред.
А на сегодня - все.
Комментарии
Отправить комментарий